Экспрессионизм. Заметным явлением в сложной борьбе возникавших и сменявших друг друга формалистических направлений был экспрессионизм. Это течение, возникшее в 1905—1909 годах, не имевшее четкой определенной программы, провозглашало субъективные ощущения и подсознательные импульсы основой художественного творчества (Германия — объединения "Мост", "Синий всадник").
Наибольшее распространение экспрессионизм получил на рубеже 1920—1930 годов в Германии, Австрии; возродился во время 2 - ой мировой войны. Экспрессионизм был искусством духовной растерянности, отчаяния, безудержного пессимизма, анархического бунтарства, в основном мелкобуржуазного, индивидуалистического и мистического характера.
Основными общими принципами экспрессионизма были сознательное искажение форм реального мира, стремление вызвать у зрителя физиологический страх перед окружающим его хаосом жизни, втянуть его в болезненную экспрессию переживаний художника. Деформация была связана с эстетизацией уродливого и выступала средством выражения протеста художника. Сложились различные ответвления экспрессионизма.
Одни художники ушли в беспредметничество (В.Кандинский и др.), другие обратились к примитивизму (П.Пикассо, П.Клее, М.Шагал), некоторые воссоздавали действительность в виде кошмара или хаоса деформированных мятущихся образов (О.Кокошка, Ж.Руо). Однако были и такие, которые стремились передать напряженность внутреннего ощущения эпохи, создать духовно содержательное искусство, обнажающее трагизм жизни (Г.Гросс, О.Дике). Однако изолированность от общественной борьбы, утрата веры в силу разума и прогресса лишили их возможности убедительно решать проблемы, поставленные перед искусством жизнью.
Эстетизация уродства приводила к утрате способности создавать положительные образы. Далеко, не все художники, чье искусство несло на себе отпечаток кризиса гуманистических принципов, выступали как сознательные апологеты массовой культуры, некоторые из них (Пикассо, Леже, Марк, Кольвиц, Гуттузо) глубоко и искрение ощущали трагическую враждебность для искусства нравственных и этических норм и принципов, утверждаемых в обществе массовой культурой 20-го века. В своей основе течения экспрессионизма были стихийно нигилистическими и воплощали неопределенность субъективно бунтарских порывов художников.
Основными общими принципами экспрессионизма были сознательное искажение форм реального мира, стремление вызвать у зрителя физиологический страх перед окружающим его хаосом жизни, втянуть его в болезненную экспрессию переживаний художника. Деформация была связана с эстетизацией уродливого и выступала средством выражения протеста художника. Сложились различные ответвления экспрессионизма.
Одни художники ушли в беспредметничество (В.Кандинский и др.), другие обратились к примитивизму (П.Пикассо, П.Клее, М.Шагал), некоторые воссоздавали действительность в виде кошмара или хаоса деформированных мятущихся образов (О.Кокошка, Ж.Руо). Однако были и такие, которые стремились передать напряженность внутреннего ощущения эпохи, создать духовно содержательное искусство, обнажающее трагизм жизни (Г.Гросс, О.Дике). Однако изолированность от общественной борьбы, утрата веры в силу разума и прогресса лишили их возможности убедительно решать проблемы, поставленные перед искусством жизнью.
Эстетизация уродства приводила к утрате способности создавать положительные образы. Далеко, не все художники, чье искусство несло на себе отпечаток кризиса гуманистических принципов, выступали как сознательные апологеты массовой культуры, некоторые из них (Пикассо, Леже, Марк, Кольвиц, Гуттузо) глубоко и искрение ощущали трагическую враждебность для искусства нравственных и этических норм и принципов, утверждаемых в обществе массовой культурой 20-го века. В своей основе течения экспрессионизма были стихийно нигилистическими и воплощали неопределенность субъективно бунтарских порывов художников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий